ISPreview : Новости провайдеров


Северен-Телеком Северо-Запад: Тотальная либерализация. Ожидает российский телекоммуникационный рынок

Тотальная либерализация. Ожидает российский телекоммуникационный рынок
Российский телекоммуникационный рынок ожидает либерализация, сравнимая с той, которую ввел в 1996 г. в США знаменитый Telecommunications Act. Она начнется в считанные недели, после того, как последние заинтересованные министерства согласуют пять ключевых подзаконных актов к закону "О связи", разработанных министерством информтехнологий и связи России.

О ходе подготовки подзаконных актов вчера на брифинге рассказал директор департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень. По его словам, из 36-ти подзаконных актов, на которые впрямую ссылается закон "О связи", шесть ключевых документов находятся в высшей стадии готовности.

Один из них (Правила распределения и использования ресурсов нумерации) председатель правительства Михаил Фрадков утвердил еще в июле 2004 г. Еще два - Перечень регулируемых услуг связи и порядок установления цен на них и Правила ведения взаиморасчетов между операторами - проходят последние этапы согласований. Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и Перечень лицензируемых видов деятельности согласованы всеми министерствами, кроме одного. Шестой документ - правила оказания услуг телефонной связи - Мининформсвязи направило на согласование 22 ноября, и по регламенту процедура займет не более 10 дней.

Подзаконные акты к закону "О связи" длительное время не могли пройти согласования с десятком заинтересованных министерств, и ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь с приходом в Мининформсвязи Виталия Слизеня (см. новость ComNews.ru от 2 ноября 2004 г. Маневры с Мининформсвязи). По мнению Виталия Слизеня, главная проблема заключалась в том, что все документы были написаны технократическим языком, доступным лишь узкоспециализированной аудитории. "Рыночные последствия этих нормативных актов терялись за терминологией, и непрофильные министерства не могли их переварить, - говорит директор департамента госполитики в области ИКТ. - Поэтому мы приняли стратегическое решение - "перевести" эти документы на русский язык". При этом он подчеркнул, что концептуально в процессе этого "перевода" ничего не изменилось.

"Когда мы показали, что вся конструкция на многих страницах означает всего лишь "Петя любит Машу", все министерства удивленно спросили, почему же мы раньше об этом не сказали. После этого процесс согласований сразу начал набирать обороты", - образно объяснил Виталий Слизень.

После "перевода" подзаконных актов на русский язык выяснилось, что закон "О связи" предполагает невиданную для России либерализацию телекоммуникационного рынка. В частности, в России вводятся равные права доступа к "последней миле": абонент сам сможет выбирать оператора междугородной или международной связи простым набором префикса перед телефонным номером. Например, набрав префикс 001, абонент выбирает оператора Х, префикс 002 - оператора Y, префикс 003 - оператора Z и т.д. Если абонент не хочет при каждом звонке думать о выборе оператора (такой принцип набора именуется hot-choice), то он может заключить договор на желаемый срок с одним из них (этот принцип называется pre-selection).

Аналогично монополист обязан по заявке абонента предоставить абонентскую линию для установки оборудования широкополосного доступа любому альтернативному оператору. Кроме того, монополист обязан предоставить любому альтернативному оператору право установки на его площадях оборудования для присоединения к сети, а также обеспечить недискриминационный доступ к его телефонным станциям, проведя их дооборудование своими силами. До сих пор монополисты для присоединения альтернативных операторов требовали от последних "доумощнить" собственные средства связи, на что операторы затрачивали десятки, а подчас и сотни тысяч долларов. "Теперь альтернативный оператор обязан заплатить лишь за работы в точке присоединения - например, за соединение двух проводов, что в пределе стоит несколько тысяч долларов", - отмечает Виталий Слизень.

В сфере лицензирования любая заявки на лицензию (кроме тех, которые требуют наличия радиочастот) будет почти автоматически удовлетворяться за 45 дней. Зато получив лицензию и префикс (в случае выдаче лицензий на услуги телефонии), оператор будет обязан эти услуги предоставлять - в противном случае абонент, не получивший услуг при наборе определенного префикса, может обратиться с жалобой на этого оператора в суд. "Войти на рынок теперь будет просто, а вот удержаться на нем - нелегко", - говорит директор департамента госполитики в области ИКТ. Мало того, отныне для строительства сети операторской лицензии не требуется - оператор сам может решить, когда ему обратиться за этим документом и имеет право сам назвать срок начала предоставления услуг.

Зато операторов IP-телефонии ждут притеснения. Провайдерам услуг "настоящей" IP-телефонии, когда связь происходит между двумя устройствами с IP-адресами, будут легко выдаваться лицензии на "передачу голосовых сообщений по сетям передачи данных". Зато в случае, если хотя бы на одном конце установлено не IP-устройство, а телефонный аппарат с городским номером, оператору придется получать лицензию на дальнюю связь либо заключать агентский договор с владельцем такой лицензии.

Еще одной сенсацией стали сроки возможного появления второго и последующих игроков на российском рынке дальней связи. "Я пробуду в Мининформсвязи столько, сколько потребуется на полную демонополизацию рынка", - сообщил Виталий Слизень. По его оценке, на это уйдет около 1,5 лет. При этом настоящую демонополизацию он связывает с появлением трех-четырех операторов дальней связи. Виталий Слизень четко обрисовал эту четверку: помимо "Ростелекома", конкурентами на этом рынке могут стать "ТрансТелеКом", "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) и "Голден Телеком". "Я считаю, что "ТрансТелеКому" понадобится около шести месяцев на получение статуса оператора дальней связи, МТТ - около года, а "Голден Телеком" - порядка полутора лет", - заявил Виталий Слизень.

Требования к оператору дальней связи изложены в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. В этих Правилах встречается понятие "Федеральная транзитная сеть", которая имеет две составляющие - международную и междугородную. В частности, Правила регламентируют, что "Федеральная транзитная сеть международной, междугородной связи должна иметь точку присоединения к ней в каждом субъекте Российской Федерации, организованную как минимум к двум территориально разнесенным федеральным транзитным узлам междугородной связи по независимым путям". Помимо этого, федеральная транзитная сеть "должна иметь возможность пропуска и коммутации по технологии коммутации каналов не менее 25 % общего транзитного трафика Российской Федерации" (аналогичные требования по емкости сети предъявляются и к передаче по технологии коммутации пакетов - не менее 25 % общего транзитного трафика РФ).

Источник:ComNews

22-11-2004, Северен-Телеком Северо-Запад

Поделиться: