IP-телефонии и один из ведущих провайдеров доступа в Интернет, объявляет о результатах работы в 2003 году.
С момента основания компании в 2001 году основным направлением ее деятельности является предоставление услуг IP-телефонии различным категориям потребителей. Сегодня "Зебра Телеком" предлагает эти услуги в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
Второе важное направление деятельности компании - доступ в Интернет по коммутируемым каналам связи для частных лиц. Корпоративным клиентам компания предлагает комплекс современных услуг связи, включая IP-телефонию, традиционную телефонию, высокоскоростной доступ в Интернет по выделенным линиям и другие.
Потребительский рынок
"Зебра Телеком" начала свою работу на потребительском рынке, использовав в качестве носителя телекоммуникационных услуг универсальную карту "Зебра Телеком". Потребительский рынок остается важнейшим для компании и сегодня.
Напомним, что "Зебра Телеком" была первым оператором связи, представившим телекоммуникационную услугу как товар широкого потребления в виде универсальной карточки "Зебра Телеком". Для его продвижения компания использовала весь комплекс современных маркетинговых инструментов, ориентированных на частных лиц, и увязанную с ним технологию продаж. Такой подход соответствовал стратегии компании, изначально ориентированной на большой объем сбыта и быстрый захват значительной доли рынка. Вместе с тем, поставив во главу угла качество связи, "Зебра Телеком" создала и адекватную техническую базу, способную на должном уровне обслуживать большой поток звонков и выдерживать пиковые нагрузки при проведении маркетинговых акций.
В области маркетинга основные усилия компании были направлены на создание узнаваемого бренда и фирменного стиля, реализацию маркетинговых программ для различных категорий потребителей, проведение регулярных промо-акций, масштабное использование наружной рекламы. В то же время, "Зебра Телеком" активно популяризировала преимущества IP-телефонии, фактически, формируя рынок. По существу, весь этот комплекс мер и превратил IP-телефонию в устоявшуюся товарную категорию на московском потребительском рынке.
Инновационным для телекоммуникационного рынка был и подход компании к продаже своих услуг. Так, с момента основания, "Зебра Телеком" использовала исключительно механизм продаж через дилерскую сеть, убеждая дилеров в перспективности продажи IP-телефонии, обучая их продавать телекоммуникационные карточки, совместно выстраивая всю технологию продаж и увязывая ее с маркетинговой активностью компании. Одновременно с отработкой технологии продаж, компания создавала службу мерчандайзинга, ответственную за неукоснительное соблюдение всех элементов этой технологии. В итоге, в Москве и Санкт-Петербурге "Зебра Телеком" располагает крупнейшими дилерскими сетями по продаже карт IP-телефонии. Сегодня они насчитывают более 5000 точек продаж в Москве и более 2200 в Санкт-Петербурге. Ежемесячно в этих сетях продается более 250 и 80 тысяч карт. Отметим, что в обеих столицах карты "Зебра Телеком" доступны повсеместно.
В прошедшем году "Зебра Телеком" уделяла большое внимание и созданию новых каналов продаж, не привязанных к карточке как носителю услуг. Сегодня компания продает их через сети банкоматов и электронные платежные системы. Важность этих каналов обусловлена не столько объемом продаж, который на данный момент составляет единицы процентов, сколько тем, что они связывают компанию с сегментом рынка, для которого в ближайшие годы прогнозируется значительный рост.
"Зебра Телеком" постоянно расширяет набор сервисов по универсальной карте. В настоящее время такая карточка позволяет пользоваться IP-телефонией и Интернет, звонить через операторскую службу. Среди других сервисов - международный роуминг IP-телефонии, бесплатный доступ к информационным и развлекательным ресурсам в Интернет, оплата лицензий на антивирусное программное обеспечение. В ближайшее время к этому списку добавятся: игровой сервер, голосовые почта и чат, конференц-связь.
Все это - и качество услуг, и разнообразие сервисов, и активный маркетинг, и эффективная работа с дилерами - привело к тому, что в 2003 году компания "Зебра Телеком" стала лидером потребительского рынка IP-телефонии в Москве и Санкт-Петербурге, заняв 25% и 20% рынка, соответственно.
Интересно, что в прошедшем году на рынке IP-телефонии возникла новая тенденция. Многие крупные торговые сети не только продают карточки операторов IP-телефонии, но и выпускают их под собственными брендами. Естественно, саму телекоммуникационную услугу по-прежнему предоставляет оператор связи, и в выборе такого оператора решающим фактором является качество предоставляемых услуг. Сегодня у "Зебра Телеком" уже пять таких проектов - больше, чем у любого оператора IP-телефонии, работающего на московском рынке.
Федеральная сеть IP-телефонии
В мае 2002 года "Зебра Телеком" приступила к созданию федеральной сети IP-телефонии, которая охватила все экономически активные регионы России и ряд стран ближнего зарубежья. В 2003 году трафик в этой сети вырос в 6 раз, составив порядка 10% суммарного трафика, собираемого в регионах местными операторами IP-телефонии.
Административный и технический центр всей сети - компания "Зебра Телеком" в Москве. В Северо-Западном регионе центром выступает компания "Зебра Телеком Санкт-Петербург", которая также является пилотным участком при отработке бизнес-процессов и технических решений, затем применяющихся в масштабах всей сети. В этой связи отметим, что в начале 2004 года в Санкт-Петербурге открылся первый Интернет-центр "Зебра". Его отличительной чертой стало объединение переговорного пункта IP телефонии, рабочих мест, оборудованных специально для бизнес-пользователей, а также игровых компьютеров и компьютеров, предназначенных для Интернет-серфинга. В ближайшее время компания намерена открыть в Санкт-Петербурге еще два таких Интернет-центра, завершив отработку технических решений и бизнес-процессов для дальнейшего тиражирования.
В других регионах федеральная сеть "Зебра Телеком" построена на партнерских отношениях с местными операторами, сегодня их более ста. Подчеркнем, что в основе партнерства лежат исключительно рыночные механизмы. Так, благодаря сотрудничеству, региональные операторы получают возможность снизить затраты на передачу внутрироссийского и международного трафика IP-телефонии за счет выгодных тарифов и системы скидок, зависящих от планируемого суммарного объема трафика, а также от трафика по отдельным направлениям, который пропускается через сеть "Зебра Телеком". Для партнера еще один существенный фактор экономии связан с бесплатным получением дорогостоящей билинговой системы, автоматизирующей взаиморасчеты регионального оператора со своими клиентами и с компанией "Зебра Телеком". Не менее важно, что "Зебра Телеком" оказывает своему партнеру помощь в выборе и настройке телекоммуникационного оборудования, а также необходимую консультационно-техническую поддержку.
Отметим, что "Зебра Телеком" практически выполнила план географического расширения своей федеральной сети IP-телефонии. Следующим этапом ее развития станет оптимизация, в ходе которой в каждом регионе будут выбраны стратегические партнеры, работе с которыми компания намерена уделять особое внимание. Ближайший шаг в этом направлении - введение режима VIP-обслуживания, который даст партнеру ряд преимуществ. Так "Зебра Телеком" подключает к своей системе мониторинга оборудование и программные модули технического узла VIP-партнера, предоставляя ему приоритетное техническое обслуживание. Это позволяет менее чем за 20 секунд оповестить партнера о возникновении сбоя, автоматически сформировать задание персональному менеджеру "Зебра Телеком" по обслуживанию данного оператора, а также сделать запись в дневнике технической истории партнера. Это особенно важно, так как далеко не у всех региональных операторов IP-телефонии есть своя 24-часовая техническая служба и собственная система мониторинга. Кроме того, VIP-партнер может избирательно влиять на правила обработки трафика "своих" клиентов коммутатором "Зебра Телеком". Например, использовать схему quality routing, гарантирующую высокое качество связи для обработки звонков крупного местного предприятия в указанные населенные пункты.
Дальнейшее расширение сотрудничества со стратегическим партнером может, в частности, привести к введению роуминга, организации операторской службы на базе Call-центра компании "Зебра Телеком", созданию Интернет-центров или принять иные формы, отвечающие особенностям региона, в котором работает партнер. Одной из таких форм может стать создание совместных предприятий с долевым участием региональных операторов, компании "Зебра Телеком" и местных инвесторов.
Корпоративный сектор
В корпоративном секторе для "Зебра Телеком" основным целевым сегментом являются малые и средние предприятия с небольшими ежемесячными расходами на связь. Именно такие компании, многочисленные, но "неудобные" для крупных операторов связи, представляют собой практически незанятый сегмент телекоммуникационного рынка и в Москве, и в Санкт-Петербурге. В то же время, именно на этом сегменте корпоративного рынка наиболее рационально использовать отработанные на потребительском рынке технологии компании "Зебра Телеком".
Примером может служить услуга "Корпоративный PIN-код" - корпоративный аналог карточки "Зебра Телеком". Услуга позволяет предприятию использовать IP-телефонию без каких-либо начальных затрат. Ее важнейшее отличие от карточки состоит в использовании кредитной системы оплаты, индивидуальных тарифных планов, возможности ограничения расходов по отдельным направлениям. Растущая популярность услуги "Корпоративный PIN-код" привела к тому, что в этом году "Зебра Телеком" переходит на ее продажу через специализированную сеть дилеров. При этом, будет использована отработанная технология взаимодействия с дилерскими сетями.
Отметим, что предприятиям малого и среднего бизнеса нужна не только IP-телефония, но и весь спектр телекоммуникационных услуг, включая предоставление местных телефонных номеров, скоростной доступ в Интернет, объединение территориально-распределенных площадок в единую виртуальную частную сеть и др. В Москве все эти услуги "Зебра Телеком" оказывает на базе собственной АТС. В планах компании - предоставление услуг традиционной телефонии и в Санкт-Петербурге. В настоящее время компания "Зебра Телеком СПб" получает соответствующие лицензии.
Кроме того, в 2004 году "Зебра Телеком" планирует широко использовать DSL-технологии для предоставления небольшим предприятиям комплекса услуг - телефонии, IP-телефонии и доступа в Интернет. Это позволит обеспечить и высокий уровень качества каждой из этих услуг, и резко снизить затраты на их приобретение.
Другое важное направление работы "Зебра Телеком" на корпоративном рынке - обслуживание крупных градообразующих предприятий, все телекоммуникационные потребности которых обеспечивает "внутренний" телекоммуникационный оператор. Работая с такими операторами, "Зебра Телеком" опирается на опыт и технологии, апробированные при взаимодействии с региональными партнерами в рамках федеральной сети IP-телефонии.
В настоящее время у компании более 500 корпоративных клиентов; некарточные направления бизнеса "Зебра Телеком" составляют более 30% оборота компании. В 2004 году планируется увеличение этого показателя до 40%.
Техническая база и управление качеством
В прошедшем году "Зебра Телеком" значительно усовершенствовала свою техническую базу, что позволило ей, во-первых, обслуживать возросший трафик, собираемый компанией в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России, а также разработать и внедрить комплексную систему управления качеством IP-телефонии, которой в настоящее время не располагают другие российские операторы.
В этой связи отметим систему мониторинга, оповещения и прогнозирования; транзитный коммутатор IP-телефонии и собственный Call-центр "Зебра Телеком".
Система мониторинга, под контролем которой находятся все элементы технической инфраструктуры компании "Зебра Телеком", позволяет выявить технические неполадки, а в большинстве случаев - и устранить их еще до того, как они будут заметны потребителю.
Новый транзитный коммутатор IP-телефонии позволяет компании одновременно использовать несколько схем маршрутизации трафика IP-телефонии (cost routing, quality routing и др.), резко сократить (с 30 мин. до 1 мин.) время на перенастройку правил маршрутизации, повысить эффективность работы в условиях высокой изменчивости межоператорских тарифов, а также повысить качество взаимодействия оборудования, установленного в "Зебра Телеком" и у других операторов.
Кроме того, новый коммутатор делает доступными большое число объективных параметров, характеризующих качество соединения, анализ которых помогает службе технической поддержки оперативно реагировать на ухудшение связи по отдельным направлениям. В настоящее время завершается разработка функционального блока, который позволит по этим показателям в реальном времени оценивать степень субъективной удовлетворенности пользователей качеством связи. Появление этой информации усилит уже действующий в настоящее время контур управления качеством связи на основе субъективной оценки операторами Call-центра "Зебра Телеком".
Этот комплекс мер полностью соответствует неизменной стратегии "Зебра Телеком", направленной на предоставление услуг только высокого качества. Отметим, что результат этой работы - новая система управления качеством - влияет на всех клиентов компании: и тех, кто звонит по карточкам, и тех, кто пользуется операторской службой, и корпоративных клиентов, и клиентов региональных партнеров "Зебра Телеком".
В 2003 году оборот компании превысил 14 млн. долларов США. По оценкам "Зебра Телеком", в следующем году он должен увеличиться до 22-25 млн.
03-04-2004, ЗЕБРА ТЕЛЕКОМ