Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
План-проспект
"Концепции предоставления документальных услуг электросвязи"
Раздел
Введение
Основания для разработки
приказ первого заместителя Министра РФ по связи и информатизации №7034 от 21.10.2002г.
действующее законодательство (Закон о связи, Закон о защите прав потребителей, РД “Телематические службы” и “Сети и службы передачи данных”, Правила предоставления услуг телеграфной связи, Закон об электронной цифровой подписи, Законопроект об электронном документообороте)
Используемые термины и определения
сообщение – ограниченная по объему и времени передачи информация, передаваемая с помощью средств электросвязи,
электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
услуга электросвязи – результат деятельности оператора связи, заключающийся в предоставлении возможности передачи информации с помощью технических средств электросвязи;
документальная услуга электросвязи - услуга электросвязи, дополняемая признаками документальности передаваемой информации;
оператор электросвязи - хозяйствующий субъект, предоставляющий документальные услуги электросвязи и имеющий выданную уполномоченным органом лицензию на предоставление соответствующих услуг;
предоставление документальных услуг электросвязи – вид деятельности оператора электросвязи, охватывающий комплекс процедур и технологических операций, позволяющих пользователям воспользоваться документальными услугами электросвязи;
пользователь – объект, использующий документальные услуги электросвязи;
абонент – физическое или юридическое лицо, использующее оконечное техническое средство (терминал) и которому услуги предоставляются на основе договорных отношений с оператором электросвязи;
клиент – физическое или юридическое лицо, которому документальные услуги электросвязи предоставляются посредством пунктов коллективного пользования;
Маркетинговые исследования
2.1. Анализ тенденций развития российского и зарубежного рынков современных услуг электросвязи
анализ открытых публикаций и других источников по традиционным услугам электросвязи, системам обработки сообщений, информационно-справочным услугам, услугам унифицированных сообщений и коммуникаций,
2.2. Сегменты рынка, количественные оценки абонентов традиционных услуг, пунктов коллективного пользования, объемов трафика
сегменты рынка: корпоративные пользователи, индивидуальные пользователи, данные по пунктам коллективного пользования, в том числе, распределение по регионам
2.3. Тенденции развития (с учетом взаимосвязи) рынка телеграфных и телематических услуг, электронного документооборота
тенденция снижения объемов по традиционным услугам,
рост электронного документооборота
Документальные услуги электросвязи
3.1. Основное определение - документальная услуга электросвязи – услуга электросвязи, характеризующаяся признаками документальности
3.2. Основные признаки документальности
достоверность сообщений – информация, принятая от отправителя, доставляется адресату целиком и в пределах допустимых нормами искажений;
конфиденциальность – обеспечение защиты от несанкционированного доступа к сообщению на всех этапах его обработки;
гарантированность доставки - сообщение гарантированно доставляется адресату в установленные для данного типа сообщения контрольные сроки;
Примечание: недоставка сообщения возможна при ошибке в адресной информации, допущенной отправителем, или при наличии обстоятельств, не зависящих от оператора)
хранение и архивация сообщений в соответствии с устанавливаемыми сроками хранения сообщений, хранение служебной информации. Обеспечение контрольных сроков доступа к хранимым и архивируемым сообщениям.
3.3. Основные потребительские характеристики услуг
Совокупность ниже перечисленных характеристик:
документальность,
многокомпонентность,
доступность,
интеллектуальность
3.4. Классификация услуг
Услуги, предоставляемые
в режиме реального времени (On-line),
с промежуточным накоплением (Store and Forward);
показатели качества предоставляемых услуг:
обеспечение сроков прохождения сообщений,
обеспечение сроков уведомлений о доставке,
обеспечение передачи сообщений в рамках установленных нормами искажений,
виды и категории обрабатываемых сообщений
3.5. Требования по качеству предоставляемых услуг
3.6. Формы предоставления услуг – абонентская, клиентская
3.7. Классификатор услуг
Услуги документальной электросвязи образуются на базе:
услуг службы телеграмм
услуг службы Телекс
услуг факсимильных служб,
услуг службы обработки сообщений,
услуг службы электронной почты,
услуг службы голосовых сообщений,
услуг служб аудио- и видеоконференций,
услуг информационных служб,
услуг хранения и архивации сообщений,
услуг информационной безопасности.
Примечание. В результате маркетинговых исследований возможно расширение приведенного списка услуг (например, услугами службы передачи речевой информации, передачи мультимедийных сообщений и т.д.)
3.8. Доставка сообщений и уведомлений
Способы доставки сообщений адресатам:
непосредственно на терминал абонента,
физическая доставка получателю,
способы доставки сообщений посредством пунктов коллективного пользования, приоритеты способов доставки;
Контрольные сроки прохождения сообщений.
Контрольные сроки доставки сообщений.
Уведомление адресатов о получаемых сообщениях и уведомление отправителей о состоянии доставки передаваемых сообщений
Переадресация сообщений
Требования к инфраструктуре, обеспечивающей предоставление документальных услуг электросвязи
4.1. Топология
Центральные узлы, связанные ядром транспортной сети, далее – радиально - узловой принцип присоединения остальных узлов до районного уровня
4.2. Транспортная сеть
Варианты схем организации транспортной сети, резервирование, организация сетей доступа (варианты схем организации сетей доступа с учетом возможностей использования ресурсов телеграфной сети)
Правила присоединения
Обеспечение взаимодействия с другими сетями связи
4.3. Технические средства
Выполнение технологического алгоритма обработки сообщений
Функциональные требования к оборудованию узлов и пунктов коллективного пользования, требования к оборудованию для стыковки с транспортной сетью
Требования по надежности и живучести
Требования по обеспечению обработки спецнагрузки
Возможные платформы для технических решений по оборудованию узлов и пунктов коллективного пользования
4.4. Удостоверяющие центры
Инфраструктура удостоверяющих центров
Принципы взаимодействия удостоверяющих центров операторов, предоставляющих документальные услуги электросвязи
Функциональные требования к центрам регистрации. Ключи разного достоинства.
Сетевой справочник (протокол, организация доступа и т/д).
Обеспечение кросс-сертификации
4.5. Информационное обеспечение, управление вызовами и обработкой сообщений
Адресация пользователей
Требования к системе адресации
Маршрутизация и управление вызовами и обработкой сообщений
Единая распределенная информационно-справочная система,
Информация о пользователях, фиксируемая в справочнике
4.6. Хранение и архивирование сообщений
Требования к системам хранения, копирования и архивирования информации
4.7. Информационная безопасность
Обеспечение защиты от несанкционированного доступа.
Обеспечение основных положений Концепции информационной безопасности ССОП ВСС России применительно к Службе
Взаимодействие между операторами и взаимоотношения с пользователями услуг
5.1. Требования к операторам, предоставляющим документальные услуги электросвязи
Качество предоставления услуг
Обеспечение основного пакета услуг;
Хранение и архивирование информации;
Поддержка справочной системы;
Обеспечение контрольных сроков прохождения сообщений;
Наличие отделов по мониторингу и оперативному поддержанию технологического процесса, режимных отделов для обеспечения контроля обработки информации особой важности.
5.2. Взаимоотношение оператора с пользователем
Ответственность перед пользователем по условиям договора
Обязанность предоставления услуг, условия отказа в предоставлении услуг
Предоставление пользователем информации, необходимой (обязательной) для предоставления услуги. Выполнение требований по составлению сообщений.
Обязанность предоставления минимального пакета дополнительных услуг по требованию пользователя (получение заверенной копии сообщения, получение подтверждения о доставке сообщения, и т.д.)
Приоритеты по предоставлению услуг (чрезвычайные ситуации)
Претензии к оператору (повтор сообщений, материальная ответственность)
Ограничение ответственности при невыполнении обязательств по вине пользователя или по независящим от оператора обстоятельствам
Страхование ответственности операторов
5.3. Принципы взаимодействия между операторами
Равенство условий
Принципы технологического взаимодействия между операторами – взаимодействие технических администраторов, отделов по обеспечению технологической работоспособности
Мониторинг
Взаимная ответственность операторов;
Разделения ответственности, принципы осуществления предоставления услуг в режиме one-stop shopping
Обеспечение при взаиморасчетах учета вклада операторов в процессе предоставления услуг
Решение спорных вопросов
Взаимодействие в процессе присоединения
5.4. Организационные принципы системы по предоставлению документальных услуг электросвязи
Участники системы (операторы, администратор)
Функции участников системы
Использование механизма предоставления “универсальной услуги” в рамках системы
Нормативная база для предоставления документальных услуг электросвязи
Анализ существующей нормативной базы по документальной электросвязи (РД, Правила, Законы и т.д.)
Вопросы юридической значимости документальных услуг электросвязи.
Необходимость изменений в действующей нормативной базе и разработки новых нормативных документов:
Разработка Правил предоставление документальных услуг электросвязи
Разработка порядка взаимодействия между операторами, предоставляющими документальные услуги электросвязи
Разработка условий лицензирования документальных услуг электросвязи
Корректировка РД отрасли по передаче данных и телематическим службам в части предоставления документальных услуг электросвязи
Данная информация не является официальным изданием соответствующих документов.